Наряду с развитием эмоционально-чувственной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья, проходящими реабилитацию в отделении дневного пребывания, психолог занимается и развитием у них мыслительной деятельности. Потенциальные возможности умственного развития особых детей чаще всего происходят в процессе предметно-чувственной деятельности. Такой деятельностью являются различные виды конструирования.
Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для развития мыслительных операций.
Интерес для детей представляет конструирование из кусочков картона, которые ребенок сам вырезает и получает случайные геометрические формы. Затем рассматриваются объемные игрушки, которые интересны ребенку – котик, собачка. Психолог подводит ребенка к замыслу того, что ему тоже можно сделать котика или собачку, но на плоскости.
Задача психолога – побудить ребенка к дальнейшему практическому действию, направленному на реализацию замысла. Конечно, важную роль в данном процессе играет заинтересованность ребенка в дальнейших продуктивных действиях. Здесь важны игровые приемы, направленные на достижение результата. Считаем, что целесообразно показать на собственном теле, где лапки, хвостик, продемонстрировать ребенку, как мягко ступает котик, какие у него глазки и т.п. Если ребенок поддержит игру и проявит интерес, то он попробует создать заранее задуманный реальный продукт.
Не всегда получается законченный вид, все зависит от возраста и нозологии конкретного ребенка, но даже если созданный образ отдаленно напоминает задуманное, то это уже маленькая победа в реабилитационной работе психолога.
Михайловская Н.М., педагог-психолог отделения дневного пребывания несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья